Поиск по сайту
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Автомобильные часы-термометр-вольтметр
Автолюбителю

Данное устройство предназначено для использования в автомобиле. Оно имеет следующие функциональные возможности:

  • индикация текущего времени
  • будильник
  • таймер
  • индикация температуры в четырех точках
  • звуковая сигнализация при повышении температуры
  • индикация напряжения в бортовой сети автомобиля
  • звуковая сигнализация при падении напряжения бортовой сети
  • управление режимами работы устройства с помощью ИК-пульта
Основой устройства является микроконтроллер AT89C2051 фирмы «Atmel» (рис. 1). Для отображения информации используется жидкокристаллический индикатор типа ЖКИ13-8/7-02. Несмотря на то, что в настоящее время доступны ЖКИ с встроенными контроллерами, иногда оказывается целесообразным применение специального ЖКИ. Причин может быть несколько. Распространенные ЖКИ со встроенными контроллерами обладают целым рядом недостатков: отсутствие десятичных точек, плохой угол обзора, недостаточный в некоторых случаях размер символов. В то же время существует доступная и довольно удобная в использовании микросхема драйвера ЖКИ КР1820ВГ1. Она выпускается Минским ПО «Интеграл». Ввиду малой распространенности технической документации на эту микросхему, будет уместным остановится на ней более подробно.

Автомобильные часы-термометр-вольтметр

Рисунок 1. Принципиальная схема устройства.

Микросхема КР1820ВГ1 [1] используется для управления 36-сегментным ЖКИ в режиме 3-уровневого мультиплексирования. Микросхема изготавливается по КМОП-технологии и выпускается в 20-выводном пластмассовом DIP-корпусе. Микросхема содержит встроенный тактовый генератор, резистивный делитель напряжения и делители частоты, с помощью которых формируются сигналы управления строками (общими электродами) и столбцами (сегментными электродами) ЖКИ в режиме 3-уровневого мультиплексирования. Одна микросхема имеет три выхода управления строками и 12 выходов управления столбцами. Предусмотрена возможность каскадирования схем, что позволяет использавать их для управления мультиплексным ЖКИ с числом сегментов более 36. Микросхема не требует никаких навесных компонентов и работает в диапазоне напряжения питания от 3 до 6 вольт. Назначение выводов микросхемы КР1820ВГ1 показано в таблице 1.

Таблица 1.
Назначение выводов микросхемы КР1820ВГ1.
 

Вывод Обозначение Тип Назначение
1...3  COB1, COC3, COB3 Выход Управление столбцами В1, С3, В3
4 CS Вход Выбор кристалла
5 Ucc - Напряжение источника питания
6 GND - Общий
7 D Вход Данные
8...13 COA2, COB4, COB2, COA1, COC2, COC4 Выход Управление столбцами A2, B4, B2, A1, C2, C4
14 C Вход Тактовый сигнал С
15 COA/G Выход Управление сторокой А (вход генератора G)
16 COC/G Выход Управление сторокой С (выход генератора G)
17 COB Выход Управление строкой В
18...20 COC1, COA3, COA4 Выход Управление столбцами B1, A3, A4

Микросхема КР1820ВГ1 имеет четыре режима работы: одиночный, старший, младший и тестовый. В одиночном режиме одна микросхема управляет 36-сегментным ЖКИ, обеспечивая полную синхронизацию его работы. Старший и младний режимы предназначены для организации управления ЖКИ с числом сегментов более 36, тестовый режим – для контроля качества микросхем в процессе изготовления.

Данные вводятся в микросхему в последовательном коде по входу D с синхронизацией записи фронтом тактовых импульсов по входу C (рис. 2).

Автомобильные часы-термометр-вольтметр

Рисунок 2. Загрузка микросхемы КР1820ВГ1 по последовательной шине.

Код записываемых данных определяется конкретной схемой подключения шин управления строками и столбцами к сегментам ЖКИ, а также  конфигурацией ЖКИ.

Автомобильные часы-термометр-вольтметр

Рисунок 3. Конфигурация сегментов ЖКИ.

На рис. 3 показан пример конфигурации ЖКИ, а в таблице 2 показан порядок следования битов в кодовой посылке для этого варианта подключения такого ЖКИ.

Таблица 2.
Порядок следования битов в кодовой посылке.
 

Бит Вывод Сегмент ЖКИ   Бит Вывод Сегмент ЖКИ
D0 COA1, COC/G H1   D20 COB3, COC/G D3
D1 COB1, COB G1   D21 COA3,COB  C3
D2 COC1,COA/G F1   D22 COA3, COA/G B3
D3 COC1, COB E1   D23 COB3, COA/G A3
D4 COB1, COC/G D1   D24 COA4, COC/G H4
D5 COA1,COB C1   D25 COB4, COB G4
D6 COA1, COA/G B1   D26 COC4,COA/G F4
D7 COB1, COA/G A1   D27 COC4, COB E4
D8 COA2, COC/G H2   D28 COB4, COC/G D4
D9 COB2, COB G2   D29 COA4,COB C4
D10 COC2,COA/G F2   D30 COA4, COA/G B4
D11 COC2, COB E2   D31 COB4, COA/G A4
D12 COB2, COC/G D2   D32 COC1, COC/G P1
D13 COA2,COB C2   D33 COC2, COC/G P2
D14 COA2, COA/G B2   D34 COC3, COC/G P3
D15 COB2, COA/G A2   D35 COC4, COC/G P4
D16 COA3, COC/G H3   D36 Не используется -
D17 COB3, COB G3   D37 Q6 -
D18 COC3,COA/G F3   D38 Q7 -
D19 COC3, COB E3   D39 Q8 -

Биты D0..D7 соответствуют сегментам первого разряда, биты D8..D15 – второго и т. д. Биты D32..D35 соответствуют специальным сегментам P1...P4. Бит D36 может принимать любое значение. Биты D37 и D38 (Q6 и Q7) управляют режимом работы схемы согласно таблице 3. Бит D39 (Q8) предназначен для синхронизации работы двух и более микросхем при каскадировании.

Таблица 3.
Назначение битов управления микросхемой.
 

Бит Режим
работы
Выход
D36 (Q7) D37 (Q6) COC/G COA/G
1 1 Младший Выход управления строкой С Вход генератора
0 1 Одиночный То же Выход управления строкой А
1 0 Тестовый - -
0 0 Старший Выход внутреннего генератора Выход управления строкой А

Для загрузки микросхемы в одиночном режиме необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • установить на сходе CS уровень логического 0
  • записать восемь битов данных для каждой цифры первого-четвертого разрядов
  • записать четыре бита для специальных сегментов и четыре бита управления: 0|0|1|1|P4|P3|P2|P1
  • установить на входе CS уровень логической 1

После установки микросхемы в нужный режим для последующей смены данных необязательно записывать все 40 бит информации.

Для загрузки микросхемы в старшем и младшем режимах необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • установить на входе CS обеих схем уровень логического 0
  • записать 32 бита данных для «младшей» схемы
  • записать четыре бита для специальных сегментов младшей схемы и четыре бита управления: 1|1|1|1|P4|P3|P2|P1 (при подаче последней единицы обе микросхемы устанавливаются в младший режим, выводы COA/G обеих схем работают как входы генератора. Происходит синхронизация работы микросхем)
  • установить на входах CS обеих схем уровень логической 1
  • установить на входе CS «старшей» схемы уровень логического 0
  • записать 32 бита данных для старшей схемы
  • записать четыре бита для специальных сегментов старшей схемы и четыре бита управления: 0|0|0|0||P4|P3|P2|P1 (после этого вывод COA/G старшей схемы начитает работать как выход управления строкой А, а вывод COC/G – как выход встроенного генератора. Импульсы с выхода генератора старшей схемы поступают на вход генератора COA/G младшей схемы, и оба кристалла начинают работать синхронно от генератора старшей схемы)
  • установить на сходе CS установить уровень логической 1

Чтобы записать во внутренние регистры-защелки новые данные, нет необходимости сбрасывать обе схемы: достаточно записать данные по очереди во внутренние регистры-защелки каждой схемы. При этом в последний бит D39 должен записываться ноль как для старшей, так и для младшей схем.

Нужно сказать, что некоторые типы ЖК индикаторов неудовлетворительно работают при питании микросхем драйверов напряжением 5В. Однако картина резко улучшается при снижении напряжения питания до 3.3 – 4.0В. Это сделать совсем несложно, так как потребляемый драйверами ток очень мал. В цепь питания можно включить параметрический стабилизатор напряжения на основе TL431 или даже простой резистивный делитель. На всех цифровых входах драйверов также понадобятся делители напряжения.

В качестве часов реального времени применена микросхема DS1302 фирмы Dallas. Эта микросхема имеет раздельные входы для подключения основного и резервного источников питания, что избавляет от проектирования довольно хитрых схем перехода на резервный источник. Кроме того, имеется встроенная схема «капельной» зарядки резервного источника питания, которая может быть включена программно. Дополнительно микросхема имеет ОЗУ объемом 31 байт, которое может быть использовано для энергонезависимого хранения параметров. Из навесных элементов требуется только кварцевый резонатор. Здесь хочется предостеречь от применения дешевых некачественных резонаторов. Согласно рекомендациям фирмы Dallas, требуется резонатор, рассчитанный на емкость нагрузки  6 пФ. В противном случае точность хода часов будет неудовлетворительной или даже появятся проблемы с запуском кварцевого генератора. Для обмена с микросхемой DS1302 используются общие с драйверами ЖКИ линии данных и тактирования. Разделены только сигналы CS и RST. К сожалению, микросхема DS1302 имеет довольно специфический 3-х проводный интерфейс, который в фирменной документации описан весьма неоднозначно. Это довольно редкий пример плохого фирменного описания. Поэтому в новых разработках лучше применять более современные микросхемы, например DS1307 с интерфейсом I2C.

В качестве датчиков температуры применены микросхемы цифровых термометров DS1821 фирмы Dallas. В цепях данных термометров включены защитные цепочки R11-R14, VD1-VD8, а в цепи питания включен ограничивающий резистор R10 для защиты от короткого замыкания. Несмотря на то, что аппаратно имеется возможность подключить четыре термометра, данная версия программы работает только с тремя. Это вызвано недостаточным объемом памяти программ. Термометры устанавливаются в разных местах автомобиля. В данном случае они были установлены в салоне, на открытом воздухе и в моторном отсеке. Благодаря наличию заданных программно порогов, кроме индикации температуры осуществляется ещё и контроль ее выхода за безопасные пределы. Ввиду недостаточного объема памяти программ, редактирование порогов температур не поддерживается. Пороги в виде констант внесены в текст программы. Для первого термометра +55 градусов, а для второго и третьего термометра +99 градусов.

Для измерения напряжения бортовой сети построен простейший 8-разрядный АЦП на основе встроенного в микроконтроллер компаратора. Для уменьшения влияния помех используется 16-кратное усреднение результатов. Принцип работы АЦП пояснен на рис. 4.

Автомобильные часы-термометр-вольтметр

Рисунок 4. Принцип работы АЦП.

На входе AIN1 формируется пилообразное напряжение, которое сравнивается с входным напряжением, которое через делитель R2, R3 поступает на вход компаратора AIN0. Емкость C8 снижает влияние помех на показания вольтметра. Пилообразное напряжение формируется на емкости C9 в результате заряда ее стабильным током от генератора тока, собранного на элементах VT2, VD9, R6. Перед началом измерения конденсатор C9 разряжен с помощью открытого ключа VT3. Когда начинается цикл измерения, на порту P1.5 устанавливается низкий логический уровень, транзистор VT3 закрывается, и напряжение на конденсаторе C9 начинает линейно нарастать. В это время разрешается счет программному счетчику. Счет идет до тех пор, пока напряжение на C9 не станет равным входному (на средней точке делителя R2, R3). При этом переключается встроенный компаратор, и счет запрещается. Значение, накопленное в счетчике, будет пропорционально входному напряжению. Применение генератора тока (а не резистора) позволило получить линейный закон заряда C9, что исключило необходимость программной линеаризации АЦП, которая потребовала бы дополнительных затрат и так дефицитной памяти программ. Необходимо отметить, что конденсатор C9 должен быть термостабильным, например, с пленочным диэлектриком типа К73-17. С помощью резистора R6 подбирают ток генератора таким образом, чтобы показания АЦП совпадали с реальным значением напряжения на входе +B. Кроме индикации напряжения осуществляется контроль его падения ниже порога 10В. В случае такого падения включается звуковая сигнализация.

Для управления устройством применяется ИК-пульт дистанционого управления. Конструктивно он выполнен на базе дешевого малогабаритного калькулятора. Использованы только его корпус и клавиатура. В пульту применена микросхема INA3010D в корпусе SOIC. Для питания используются два элемента СЦ-30. Используемый номер системы кода RC-5 - 1EH. Схема пульта не приводится, так как практически повторяет типовую схему включения микросхемы INA3010 (SAA3010) и зависит от конфигурации конкретной клавиатуры. Коды, соответствующие кнопкам, также могут отличаться от заданных. Для восстановления соответствия необходимо правильно заполнить перекодировочную таблицу в программе. Сделать это можно даже не перетранслируя программы с помощью шестнадцатиричного редактора прямо в .bin – файле. Таблица расположена по адресам 7B8H - 7E3H . Соответствие функций управления, их внутренних кодов (после перекодировки) и кодов ИК ДУ (до перекодировки) приведено в таблице 4.

Таблица 4.
Коды кнопок управления.
 

Номер команды Название команды Внутренний код команды
(после перекодировки)
Код ИК ДУ
(до перекодировки)
1 TIMER  0CH 00H
2 CLOCK 0DH  01H
3 ALARM 0EH  02H
4 LOCK  0FH 03H
5 7 08H  08H
6 09H 09H
7 9    0AH 0AH 
8 LIST   10H  0BH 
9 4   05H  10H 
10 5   06H  11H 
11 6   07H 12H 
12 ESCAPE   11H  13H 
13 ALARM DISABLE   14H  18H 
14 TIMER CLEAR   13H  1AH
15 0   01H  20H 
16 BACKSPACE   12H  22H 
17 1   02H  28H 
18 2   03H  29H 
19 3   04H 2AH 
20 ENTER   0BH 2BH 

Вот краткое описание команд управления:

  • CLOCK – вход в режим установки текущего времени
  • ALARM – вход в режим установки времени будильника
  • ALARM DISABLE – выключение будильника
  • TIMER – включение индикации значения таймера
  • TIMER CLEAR – очистка таймера
  • LIST – включение циклической смены параметров
  • LOCK – запрещение смены параметров
  • 0..9 – кнопки для ввода числовых значений параметров
  • ENTER – ввод отредактированного параметра
  • ESCAPE – отказ от редактирования параметра
  • BACKSPACE – возврат на один символ при редактировании

В качестве ИК приемника использована интегральная микросхема SFH-506 фирмы Siemens. Эта микросхема весьма чувствительна к помехам по цепи питания, поэтому применен RC фильтр R15 C7.

В случае срабатывания будильника, превышения температурой установленного порога или понижения напряжения в бортовой сети формируется звуковой сигнал. Для его формирования использована малогабаритная динамическая головка HA1, которая подключена через транзисторный ключ VT1. Звуковые сигналы также формируются при нажатиях на кнопки управления.

Для питания устройства используется интегральный стабилизатор U5 типа 7805. Потребляемый устройством ток очень небольшой, поэтому радиатор для этой микросхемы не нужен.

Поскольку микросхемы контроллера ЖКИ требуют небольшого количества сигналов для связи с микроконтроллером, индикатор можно выполнить конструктивно в отдельном корпусе минимального размера и расположить его в удобном для обозрения месте. Провода датчиков температуры могут иметь длину несколько метров. При этом обязательно должен присутствовать земляной провод. Использовать в качестве земли кузов автомобиля нежелательно. Удобно для термометров использовать аудио кабель, который имеет два провода в общем экране, изолированном снаружи.

Полную версию этой статьи можно найти в журнале "Схемотехника", №3 за 2001 год.

Литература:

Е. А. Иванюта, Н. И. Климович, В. А. Кособрюхов. Микросхема КР1820ВГ1 для управления мультиплексным ЖК-индикатором. «Микропроцессорные средства и системы», №3, 1990, стр. 4 – 7.

 

Скачать исходный текст программы (его можно оттранслировать с помощью TASM 2.76.) и уже оттранслированный файл -  auto.rar


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Схема модуля управления биксенона
  • ШИМ – контроллер TL494
  • ШИМ-контроллеры STMicroelectronics
  • Схема блока питания на UC3843
  • Автомат световых эффектов с четырьмя режимами работы
  • 19 августа 2009 | Просмотров: 23 124

    Добавление комментария

    Логин
    Пароль
    Май 2020 (5)
    Ноябрь 2017 (1)
    Июль 2017 (2)
    Март 2016 (1)
    Январь 2016 (1)
    Январь 2015 (4)

     
     
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования
     
     
    Любая радио схема у нас! На данном сайте Вы найдете большое количество материала по радиоэлектронике – статьи по микроконтроллерам, сотовой связи, бытовой техники, теле-радио аппаратуре, авто-электронике и еще многое другое. У нас Вы найдете схемы различных конструкций радиолюбителей, схемы для ремонта бытовой аппаратуры, а так же сможете бесплатно скачать заинтересовавшую Вас принципиальную схему. К схеме Вы найдете статью с подробным описанием. Так же на сайте представлен материал по обмену опытом отечественных радиолюбителей, их схемы и конструкции радиолюбительской аппаратуры – усилители, передатчики, приемники, генераторы, зарядные устройства и многое другое. Автолюбители найдут для себя статьи со схемами различных конструкций связанных с эксплуатацией и ремонтом автомобиля. Найдите понравившуюся схему и бесплатно скачайте ее с нашего сайта.
    Copyright © 2009 Shemotehnik.ru - сайт для радиолюбителя